Меню
Бета-версия
EN

Что и как оценивается

Цель Индекса качества городской среды не только в том, чтобы оценить город, но и в том, чтобы понять, какие пространства наиболее остро нуждаются в изменениях. Система оценки состоит из 30 показателей, каждый из которых отвечает за определенный тип городского пространства и отображает степень качества среды по одному из критериев.

В зависимости от доступности данных и появления новых способов анализа городских территорий индикаторы могут быть изменены, а их количество увеличено.

Такой индекс можно сопоставить с медицинской экспресс-диагностикой, проводимой для того, чтобы выявить основные проблемы развития города. После того как проблема обнаружена, можно переходить к ее более углубленному изучению и рекомендовать конкретную программу лечения.

Индикаторы:

  • Жилье и прилегающие пространства
    Свернуть
    БЕЗОПАСНОСТЬ
    • 2017
      Доля аварийного жилого фонда (%).
    КОМФОРТ
    • 2017
      Доля дворов, обустроенных детской, спортивной или иной площадкой (%).
    ЭКОЛОГИЧНОСТЬ
    • 2017
      Количество вывезенных ТБО на душу населения (тыс. м3/чел.).
    ИДЕНТИЧНОСТЬ И РАЗНООБРАЗИЕ
    • 2017
      Разнообразие жилой застройки (%).
    СОВРЕМЕННОСТЬ СРЕДЫ
    • 2017
      Разнообразие функций в жилой зоне (%).
  • Озелененные и водные пространства
    Свернуть
    БЕЗОПАСНОСТЬ
    • 2017
      Площадь озелененных территорий общего пользования (парки, сады и др.) к площади всех зеленых насаждений в целом (%).
    КОМФОРТ
    • 2017
      Насыщенность пешеходной инфраструктуры озелененных территорий (км/км2).
    ЭКОЛОГИЧНОСТЬ
    • 2017
      Состояние зеленых насаждений (%).
    ИДЕНТИЧНОСТЬ И РАЗНООБРАЗИЕ
    • 2017
      Количество фотографий из социальных сетей, сделанных горожанами на озелененных территориях (ед./км2).
    СОВРЕМЕННОСТЬ СРЕДЫ
    • 2017
      Количество разнообразных услуг для горожан в зеленой зоне (ед./км2).
  • Уличная инфраструктура
    Свернуть
    БЕЗОПАСНОСТЬ
    • 2017
      Количество ДТП с участием пешеходов со смертельным исходом (ед./1000 чел.).
    КОМФОРТ
    • 2017
      Доля дорог с усовершенствованным покрытием (%).
    ЭКОЛОГИЧНОСТЬ
    • 2017
      Загруженность дорог (балл).
    ИДЕНТИЧНОСТЬ И РАЗНООБРАЗИЕ
    • 2017
      Количество улиц с развитым стритритейлом (ед.).
    СОВРЕМЕННОСТЬ СРЕДЫ
    • 2017
      Индекс пешеходной доступности (%).
  • Общественно-деловая инфраструктура
    Свернуть
    БЕЗОПАСНОСТЬ
    • 2017
      Доля освещенных частей улиц, проездов, набережных в общем количестве (%).
    КОМФОРТ
    • 2017
      Доля общественно-деловых районов с развитием по типу mixed-use (%).
    ЭКОЛОГИЧНОСТЬ
    • 2017
      Доля площади города, убираемая механизированным способом (%).
    ИДЕНТИЧНОСТЬ И РАЗНООБРАЗИЕ
    • 2017
      Концентрация объектов культурного наследия (ед./км2).
    СОВРЕМЕННОСТЬ СРЕДЫ
    • 2017
      Уровень развития общественно-деловых районов города (ед./га).
  • Социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства
    Свернуть
    БЕЗОПАСНОСТЬ
    • 2017
      Уровень преступности среди несовершеннолетних (ед./чел.).
    КОМФОРТ
    • 2017
      Разнообразие культурно-спортивных функций в городе (%).
    ЭКОЛОГИЧНОСТЬ
    • 2017
      Доступность спортивных площадок для горожан (%).
    ИДЕНТИЧНОСТЬ И РАЗНООБРАЗИЕ
    • 2017
      Доля объектов культурного наследия, в которых размещаются театры, музеи, библиотеки (%).
    СОВРЕМЕННОСТЬ СРЕДЫ
    • 2017
      Посещаемость музеев и театров (шт./1000 чел.).
  • Общегородское пространство
    Свернуть
    БЕЗОПАСНОСТЬ
    • 2017
      Количество преступлений в городе в целом (ед./1000 чел.).
    КОМФОРТ
    • 2017
      Среднее расстояние между остановками общественного транспорта (м).
    ЭКОЛОГИЧНОСТЬ
    • 2017
      Уровень озеленения города (%).
    ИДЕНТИЧНОСТЬ И РАЗНООБРАЗИЕ
    • 2017
      Количество мест, в которых сконцентрировано наибольшее количество уличных фотографий из социальных сетей (ед.).
    СОВРЕМЕННОСТЬ СРЕДЫ
    • 2017
      Доля горожан, работающих в третичном секторе экономики (%).

Пространства:

  • 1. Жилье и прилегающие пространства. Жилые дома и придомовые территории.
  • 2. Озелененные и водные пространства. Территория города, покрытая растительностью, включая парки, скверы, леса, а также территории, прилегающие к городским водоемам.
  • 3. Уличная инфраструктура. Городские улицы разного типа, включая территории от фасада до фасада здания, за исключением дорожного полотна. Уличная инфраструктура оценивается отдельно и вне зависимости от расположения в том или ином пространстве города.
  • 4. Социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства. Территории, примыкающие к воспитательно-образовательным (школы, вузы, ясли), медицинским и здравоохранительным (больницы, оздоровительные лагеря, профилактории) учреждениям, к объектам спорта и рекреации (базы отдыха, стадионы, спортивные площадки и комплексы), к учреждениям культуры (кинотеатры, музеи, выставочные площадки), а также к объектам религиозного назначения.
  • 5. Общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства. Территории, примыкающие к административным, деловым, торговым объектам, а также места общественного питания, объекты сервиса и услуг.
  • 6. Общегородское пространство. Вся территория города в административных границах населенного пункта. Введение этого пространства необходимо для оценки общегородских характеристик качества среды, не относящихся напрямую ни к одному из типов пространств.

*Из оценки исключены производственные, сельскохозяйственные зоны, зоны добычи полезных ископаемых, а также зоны специального и ритуального назначения. Средовые качества таких зон определяются производственным процессом и при необходимости должны оцениваться в соответствии со специальными регламентами их содержания. Влияние подобных территорий на городскую среду расценивается как косвенное и оценивается индикаторами в других пространствах.

Критерии:

  • 1. «Безопасность» отвечает как за определение существующего уровня опасности определенных пространств, так и за оценку таких параметров среды, которые потенциально могут способствовать причинению вреда жизни и здоровью человека.
  • 2. «Комфорт» помогает оценить удобство городской среды, а также ее визуальные, акустические и климатические характеристики.
  • 3. «Экологичность» определяет, в какой мере использование города соответствует принципу сохранения и улучшения окружающей среды, а также оценивает состояние отдельных элементов городской среды.
  • 4. «Идентичность и разнообразие» отвечает за оценку своеобразия и узнаваемости городских территорий, а также определяет вариативность пространственных решений и функциональное разнообразие городской среды.
  • 5. «Современность среды» измеряет параметры, описывающие город с точки зрения возможностей, которые он предоставляет жителям. Показатели помогают определить, использует ли город устаревшую модель производства среды или новую модель, в которой среда — одна из базовых ценностей развития города.

КАК ОЦЕНИВАЕТСЯ

Для того чтобы не сравнивать несопоставимые города, не расставлять их по порядку в соответствии с размером и уровнем бюджета, все города распределены по размерно-климатическим группам.

Группы городов для формирования шкалы оценки и сравнительных рейтингов

Размер городов Условно-комфортный климат Условно-дискомфортный климат
Крупнейшие  15  -  
Крупные 60   4 + 4 = 8
Большие   86
Средние и малые   876 67  

Полученные значения индикаторов сравниваются только для городов, находящихся в одной группе. В каждой группе появляется свой лидер, показывающий лучшие значения для схожих с ним городов. Этот способ позволяет нивелировать влияние неизменных факторов, которые не зависят от эффективности управления городскими территориями. Так, не сравниваются озеленение в Анадыре с озеленением в Геленджике или Красноярск и Суздаль.

Интегральный индекс рассчитывается как простая сумма значений 30 индикаторов, оцениваемых по шкале от 0 до 10. Баллы равномерно распределяются между максимальным и минимальным значением внутри группы.

ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ

Для оценки качества городской среды используются данные, которые соответствуют четырем критериям:

  • 1. Доступны по всем 1112 городам России;
  • 2. Собраны одинаковым способом в каждом из исследуемых городов;
  • 3. Верифицируемы;
  • 4. Обновляются ежегодно.
  • Федеральная служба государственной статистики
    Сбор данных за прошедший год заканчивается к началу мая.
  • Интернет-источники
    Обновляются регулярно. Актуальны круглогодично.
  • ГЛОНАСС и GPS
    Обновляются регулярно. Актуальны круглогодично.
  • Данные дистанционного зондирования Земли (космические снимки)
    Архивные снимки доступны круглогодично. Снимки доступны в течение месяца после съемки.
  • Геоинформационные системы
    Актуальны круглогодично.
  • Фотографии из социальных сетей
    Актуальны круглогодично. Оптимальны к использованию после периода летней активности горожан на открытых пространствах.
  • Открытые данные МВД России
    Сбор данных за прошедший год заканчивается к началу мая.

ИНИЦИАТОРЫ ПРОЕКТА

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

Федеральный орган исполнительной власти. Ведомство осуществляет выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, оказывает государственные услуги, управляет государственным имуществом в соответствующей сфере.

Указ о создании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстроя России) подписан 1 ноября 2013 года Президентом Российской Федерации. С той же даты министром назначен Михаил Мень.

Сайт: minstroyrf.ru

Единый институт развития в жилищной сфере АИЖК

Единый институт развития в жилищной сфере АИЖК был создан по приказу Правительства РФ на базе Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) в 2015 году. Основные направления деятельности Единого института развития в жилищной сфере: развитие рынка ипотечного кредитования и ипотечных ценных бумаг, обеспечение застройщиков земельными ресурсами, развитие рынка арендного жилья, формирование комфортной городской среды.

Некоммерческая организация «Фонд единого института развития в жилищной сфере» создана в 2016 году по поручению Правительства РФ для реализации государственных социальных проектов и программ в области развития жилищного строительства, повышения доступности ипотечного кредитования для отдельных категорий граждан, а также повышения качества среды и благоустройства, создания комфортных условий проживания населения страны. Учредителем Фонда является АИЖК.

Сайт: дом.рф

КБ «Стрелка»

Компания КБ «Стрелка» предоставляет услуги по стратегическому консалтингу в области комплексных городских решений и пространственного планирования. В структуру компании входят Центр антропологических исследований, Центр городской экономики, Центр городского планирования и Центр GIS-исследования.

Сотрудники КБ создали экспертную сеть в 45 странах и 24 регионах РФ. В рамках направлений стратегического развития Российской Федерации «Городская среда и ЖКХ» и «Моногорода» КБ «Стрелка» выступает инициатором повышения качества городской среды в 360 городах России.

Среди клиентов КБ — Минстрой РФ, Министерство культуры РФ, Мэрия Москвы, АИЖК, Сбербанк России, ПАО «Газпром нефть», Фонд «Сколково», ЮНЕСКО и другие. Центральные улицы и парки, обновленные по стандартам КБ «Стрелка» и принятые Правительством Москвы, стали новой визитной карточкой российской столицы.

ООО «КБ Стрелка» основано в 2013 году, учредитель: Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Генеральный директор и сооснователь: Денис Леонтьев. Сооснователь и партнер: Варвара Мельникова. Партнеры: Григорий Ревзин, Алексей Муратов, Далия Сафиуллина, Александра Сытникова.

КБ «Стрелка» — первая в России компания, которая использует принципы Public Benefit Corporation, инвестируя прибыль в развитие института, чей бюджет на 80 % финансируется КБ.

Сайт: strelka-kb.com